Рекомендация: опираться на текущую базу данных и источник агентства, чтобы получать конкретные сигналы по динамике автомобильного сектора и перепродажи.
Сейчас платформы становятся критическим фактором: сборки по ним различаются, и автомобили на базе новых платформ чаще получают спрос, тогда как устаревшие варианты теряют позиции.
Участники отмечают, что говорят об ускоренной динамике: по словам валерий, одного из участников, текущей волны обсуждений значительный акцент сделан на учет накоплении запасов и влияние перепродажи на цену авто.
Источник данных агентства подтверждает: выпущена серия материалов, где приводятся данные текущей ситуации и показываются последствия логистических задержек для цен и перепродажи.
Посыл таков: для устойчивого управления активами в текущей среде стоит внедрять практики планирования, позволяющие получать преимущества на вторичном рынке и в перепродажах, а также укреплять цепочку поставок и сборки – это сделает автоэкономику более предсказуемой на фоне накоплении запасов.
Итоги форумов ForAuto 2025: тренды и прогнозы российского автомобильного рынка
Рекомендация: сосредоточиться на ускоренной локализации сборки и на финансирования проектов в рамках блока цепочек поставок; после запуска программы поддержки в импорте доля в импорте снизится, что сейчас критично для автобизнесу.
Сейчас по мнению спикеров и агентство аналитики зафиксирована смена атмосферы в секторе после курсовых изменений. По данным агентства, первая оценка локализации составило 38% в 2024 году; сейчас ожидается рост до 45% к концу 2025 года. Эти цифры показывают, что процессы локализации идут по нарастающей и становятся основой устойчивого развития автобизнесу в условиях внешних факторов.
- Причины изменения конфигурации поставок после поддержки импортозамещения включают перераспределение заказов в пользу местных поставщиков и рост спроса на отечественные модули в сборке.
- После запуска новой финансовой программы банки активнее финансируют локальные проекты, что позволило начать первую волну закупок у отечественных предприятий и снизить стоимость логистических операций в блоке поставок.
- По мнению спикеров, сейчас ключевые направления – это развитие серийной локализации в ряде моделей и расширение цепочек поставок, которые являются основой снижения зависимости от импорта.
- Составило предварительную карту проектов, включающую три направления: локализация компонентов, развитие парками и вторичные цепочки поставок; это тоже отражено в материалах агентства.
- Первичную оценку влияния на себестоимость опубликовал спикер на одной из сессий: снижение стоимости отдельных позиций достигнет 4–6% за год благодаря локализации и оптимизации процессов финансирования.
- Сообщил представитель автопроизводителя, что в сегменте коммерческого транспорта уже началось внедрение локализованных агрегатов на первых сериях; продано больше единиц на фоне снижения ценности импорта.
- Обращая внимание на динамику спроса в сегменте Gru, отметили, что стоимость комплектующих в партийной поставке растет – но рост за счет локализации будет более умеренным и устойчивым.
- Ряда факторных эффектов сейчас отмечено: сокращение затрат на логистику, усиление контроля качества на местах и снижение риска дефицитов материалов.
- Рекомендации по тактике на ближайшие 12–18 месяцев: активизировать финансы на поддержку локальных поставщиков, заключать долгосрочные контракты с первым блоком отечественных производителей и расширять программы финансирования для первых закупок.
- Оценка рисков в импорте: для автобизнеса критично снизить долю материалов, завезенных извне; это требование рынка и фактор снижения волатильности цен.
- Управление парками: целенаправленно развивать сервисные и закупочные склады, чтобы обеспечить быструю замену и обслуживание парков, что повысит лояльность клиентов и снизит простои.
- Перспективы складирования запасов: по мере локализации вырастет автономность цепочек, что позволит снизить стоимость хранения и сократить задержки на сборке.
- Коммуникационная стратегия: агентство рекомендует системно информировать автобизнесу о достигнутых результатах: подписывать опережающие сделки, публиковать KPI и регулярные обновления по поставкам.
Спикеры подчёркнули, что ряд ранее поднятых вопросов по финансирования и координации между участниками цепочки поставок будет играть ключевую роль в дальнейшей динамике. Сейчас отрасль продолжает двигаться в сторону большей автономности и разумной структурной перестройки, что позволит сохранить конкурентоспособность в условиях импорта и спроса. Опубликованная сейчас оценка свидетельствует о том, что работа по первичной локализации и развитию блоков поставок принесет устойчивую выгоду для автобизнесу и снизит влияние внешних факторов на стоимость готовых машин и комплектующих. Вероятно, в ближайшем будущем составит более ясной план действий для предприятий, желающих увеличить долю отечественных материалов и ускорить процессы серийной сборки.
Рекомендация: активизировать программу автолизинга через отечественные финансовые структуры и сеть дилеров, чтобы получать устойчивый в объеме поток по сегменту кроссовер и электромобили, применяя гибкие условия кредитования и лизинга и минимизируя заградительную часть бюджета.
- Финансовая платформа и каналы продаж
- Согласовать партнёрство с банками и лизинговыми компаниями: автолизинг и кредитование под конкретные модели; ускорение одобрения заявок до 1–2 рабочих дней.
- Включить в линейку модели хавейл и сопутствующих производителей; использовать большая сеть дилеров и онлайн-каналы; расчеты и платежи – через единый онлайн-сервис.
- Мониторинг: учет в объеме сделок за месяц для оценки динамики и KPI.
- Продукты и сегменты
- Фокус на кроссовер и электромобили; предложение по автолизингу для профильной компании и малого бизнеса; особенно важно обеспечить гибкость условий, есть немного – чтобы адаптироваться к каждому клиенту.
- Структура договоров: лизинг с остаточной стоимостью, кредитование на 3–5 лет; минус – риск просрочки; внедрить мониторинг риска и скоринг через цифровые сервисы.
- Бюджет и регуляторика
- Сократить влияние заградительной бюджетной части за счет перераспределения средств в цифровые каналы; сохранить общий бюджет на уровне бюджета.
- Использовать отечественные финансовые инструменты и стимулы для снижения ставки на кредитование клиентов, через соответствующие законные схемы обеспечивать устойчивые условия.
- Операционные процессы и контроль
- Упростить обработку заявок; внедрить автоматизацию расчета платежей и документооборота через платформу Броваром; обеспечить прозрачность расчетов и счет клиентов.
- Развить учет владения активами и движение автопарка: контроль по платежам, сроки поставки; ходе внедрения повысить сервис.
- Региональная экспансия и раскрывающиеся решения
- По стране раскрываются новые схемы продажи через сеть дилеров и лизинг-партнеров; пример – сотрудничество с компанией целикова; рынок продолжает расти, страна набирает обороты, особенно в крупных городах; акцент на кроссовер и коммерческого автопарка.
- Пошаговый план на 2025 год
- 1-й раз – пилотная программа в 3 регионах; сбор данных, настройка условий и KPI.
- 2-й раз – масштабирование до 10 регионов в течение года; запуск промо-акций на электромобили; 3 раза в год обновления предложений и условий.
- 3-й раз – полная интеграция в банковскую сеть и дилерскую сеть; через счет клиентов – расширение лизинга и кредитования; оценка эффективности по итогам 2025 года.
Сегментный спрос в 2025: какие модели и направления сохраняют лидирующие позиции
Рекомендация: ориентируйтесь на электрифицированные автомобили и компактные кроссоверы; далее – усиление локального производства, чтобы снизить зависимость от импорта и обеспечить стабильность поставок при замедляющемся спросе.
Актуально формировать портфель вокруг электромобилей и гибридов в среднем классе; далее – компактные кроссоверы, премиум-седаны и экономичные хэтчбеки. mercedes-benz активно продвигает линейку EQ, а китайского производства модели удерживают долю в импорте, что поддерживает доступность и стабильность в геолокации продаж. Поставок удается снизить риски благодаря диверсификации цепочек, а пожеланиям клиентов уделяют особое внимание на этапе планирования ассортимента. Источник отметил полученные данные за квартал и подтвердил тренд на устойчивый спрос именно в таких конфигурациях.
Полученные данные за квартал показывают, что спрос склоняется к следующим направлениям: электрифицированные и гибридные решения, компактные кроссоверы и премиум-седаны. Замедляющийся на дизелях интерес к традиционным авто компенсируется за счет локальной сборки и повышения доступности, что особенно заметно в регионах с активной геолокационной политикой продаж. Далее – рост за счет усиления рекламной поддержки и расширения линейки под пожеланиям потребителей.
В видео-материалах выступлений бородиным, удалов и сысоевым отмечается, что клиенты ценят сочетание технологичности, экономичности и простого лаунча в сервисном обслуживании. Источник отметил, что полученные данные показывают устойчивую «многообразность» спроса и фокус на моделях с меньшими пробками на дорогах. Доля локальных моделей и гибридных вариантов в ближайшем квартале продолжит расти, а геолокации продаж будет стимулировать дополнительные каналы продаж и рекламной активности.
| Направление | Модели/примеры | Доля | Комментарий |
| Электрифицированные авто | mercedes-benz EQS; BYD Song Plus EV | 28% | локализация выпуска снижает поставок, повышает доступность |
| Компактные кроссоверы | mercedes-benz GLA; Geely Atlas Pro | 22% | быстрорастущий сегмент за счет локального выпуска |
| Премиум-седаны | mercedes-benz S-Class; Audi A6 | 18% | устойчивый спрос на роскошь, поддерживаемый рекламной активностью |
| Гибриды и PHEV | mercedes-benz C350e; Toyota Camry Hybrid | 12% | упор на экономию и снижении затрат на топливо |
Электромобили и инфраструктура: темпы внедрения, зарядная сеть и локализация
Рекомендую сосредоточиться на локализации сборки электродвигателей и панелей, чтобы снизить стоимостью владения автомобилем и повысить уровень доступности для потребителей.
Зарядная сеть растет неравномерно. Минпром думает об ускорении расширения инфраструктуры, особенно в регионах с высоким спросом. По данным отраслевых подсчетов, точек насчитывается примерно 40–50 тысяч, около половины – на коммерческих объектах. Средняя скорость зарядки в массовом сегменте 50–150 кВт, на пилотных проектах достигает 350 кВт, что позволяет восстанавливать аккумуляторы за 20–30 минут. Китайского происхождения оборудование доминирует в сегменте панелей и контроллеров, что требует диверсификации цепочек поставок. Вопросы совместимости оборудования остаются; предзаполнения данных на станциях снизят очереди и улучшат обслуживание. Сообщил представитель отраслевого объединения, что к концу года сеть выйдет на новый этап роста. Особенно активна поставка оборудования бренда хавейл на некоторых площадках.
Локализация компонентной базы – ключ к снижению стоимостью владения автомобилем и ускорению производства. В рамках программы планируется разворачивать сборки в российских парках и на заводах по локализации моторов и панелей, включая модель em-i. По словам иванова, удалов отметил, что уровень локализации исчисляется примерно 30–40% по части узлов. VIN-номера будут привязаны к каждому изделию, чтобы ускорить сервис и учет запасных частей. За прошлый год продано около 12–15 тысяч легковых электромобилей с локализованными узлами; сборки em-i будут выходить на новые позиции в сегменте. Это позволит увеличить парк и снизить зависимость от импорта, сделав производство менее зависимым. иванов позже отметил, что такой подход может дать дополнительную динамику.
Финансовые инструменты могут ускорить переход: автолизинг становится доступнее, продажи через упрощенные кредитные схемы достигают десятков тысяч в год. За счет локализации себестоимость по узлам снижается на 8–12%, что отражается в цене и на продажу легковых электромобилей. Предзаполнения документов и интеграция банковских сервисов снизят бюрократию на сделках, VIN-номера будут синхронизированы с учетной системой. Это позволит увеличить продажи легковых электромобилей до 20–25 тысяч в год и расширить парк до десятков тысяч единиц. Опять задача – обеспечить устойчивый спрос и контроль за качеством сборок.
Почему не все бренды выживут: факторы устойчивости отрасли и риски
Чтобы сохранить позиции, вывести маржу на комфортный уровень за счет диверсификации каналов продаж: розничных точек, платформы онлайн и сервисной поддержки. Такой подход снижает зависимость от одного канала и позволяет оперативно реагировать на изменение спроса.
Фактор устойчивости – управляемые запасы, долгосрочные контракты с поставщиками и гибкая ценовая политика: это инструментом снижения негативных последствий колебаний спроса.
На примере японии часть брендов держит высокий уровень сервиса и гарантий, но требует значительных вложений в сеть и локализацию производства; для устойчивости они прибегают к мультиканальности и тесной работе с сервисными партнерами.
На сегменте брендов с узким портфелем меньше шансов, напротив, лидеры с диверсифицированным портфелем и сильной сервисной сетью быстро наращивают долю. Например, хавейл стремительно расширил розничную сеть и усилил сервис, что позволило удержать спрос в дальних регионах.
Сочи демонстрирует региональные сигналы: здесь рост продаж через бутик-форматы и локальные программы лояльности, что повышает шанс выживания брендов с локализацией.
прошлогодних сбоев в цепочке поставок хватит, чтобы ударить по планам, но бренды, которые заранее выстроили запасной маршрут в дальние регионы и держат кэш подушки, вывели прибыль на декабрьские пики.
профильный аналитик удалов отметил, что риск-менеджмент зависит от способности выйти на совместные купли-продажи и поддерживать гибкость условий оплаты.
сергея отметил, что лидерах сохраняется бонусная мотивация для продавцов и инвестиций в послепродажный сервис; эти меры снижают негативных аспектов на отрасли.
Такие меры позволяют снизить риск провала в условиях кризиса и поддержать шанс стабилизации на ближайшие кварталы.
Развитие схем купли-продажи через сертифицированных партнеров обеспечивает прозрачность сделки и снижает риски для потребителя.
По данным материалов выпущена новая линейка сервисных пакетов; фото отчетов подтверждают рост удовлетворенности клиентов и укрепление доверия к бренду.
По пожеланиям клиентов и указаниям владимиром фокусируется на сервисе и доступности запасных частей, а также на скорости отклика в дальних регионах.
Шанс для брендов – устойчивое позиционирование через сервис и прозрачную ценовую политику, тогда они смогут вытянуть отрасль, даже если конкуренция усиливается.
Второй круг инвесторов будет смотреть на наличие локальных производств и степени локализации, что влияет на стоимость и сроки поставки.
Главные вопросы аудитории ForAuto и ответы экспертов
Рекомендация: сосредотачиваться на параллельной торговле и структуре дилерских сетей, чтобы оптимизировать стоимостью средств и повысить value предложения; поэтому сравнивайте условия у jolion и комтранса, оценивая логистику, сервис и условия оплаты.
Вопросы аудитории: как определить реальную стоимость электрокаров, чем отличаются дилерские предложения и параллельный импорт, какие схемы купли-продажи подходят при росте цен; как работать с агентством и что учитывать в рамках глобальной ценовой политики.
Ответ экспертов: Jolion базируется на прямых продажах через онлайн-платформу и собственной логистике, что снижает наценки и ускоряет оформление; комтранса строит сеть дилерских центров и сервисной поддержки, параллельный канал дополняет базовую схему. Эта сбалансированная архитектура достигла роста продаж электрокаров: около 12–15% за последний квартал на фоне всемирного спроса; для дома и корпоративного парка это поддерживает расширение гарантий и доступности сервисов.
Кейс: прошла сделка купли-продажи электрокара через jolion – цена оказалась на 11% ниже аналогичных предложений в традиционной цепочке; клиент получил бонусы на сервис и годовую диагностику. Такие примеры подтверждают ценность параллельной торговли и согласованной работы дилерских структур.
Практические шаги: 1) запустите пилот на параллельный канал и сравните дилерские условия; 2) расчитайте стоимостью средств и платежи; 3) зафиксируйте экономию в пределах 8–15% и оцените value сделки; 4) оформите соглашения с jolion и комтранса; 5) держите резерв около 15% бюджета на случай задержек, тараканов в цепочке.
Итоги форума «Автомобильный рынок России — тренды и прогнозы» — обзор и ключевые выводы">


